Путь музыканта

С чего все начинается?

Вы смотрите выступление профессионального гитариста. Он играет без малейших усилий, легко, свободно, непринужденно. Он может закрыть глаза, смотреть в любую сторону, улыбаться. Кажется что его руки играют сами, а музыкант только получает удовольствие от процесса музицирования. Сам играет, сам же слушает, и сам получает кайф. Мечта? Это так просто, это так легко, кажется вам. Я тоже так хочу. Я БУДУ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ НА ГИТАРЕ!

В этот момент мало кто отдает себе отчет в том, что стоит за этой легкостью. Да, мы конечно знаем, что для достижения результата нужно трудиться, куда же без этого? И этот музыкант много трудился перед тем как выйти на сцену и поразить нас своим мастерством. Я тоже буду трудиться, я упорный, я смогу, ведь это так здорово - думаете вы.

Но никто, кроме самого музыканта на сцене не представляет масштабов этого труда. Сколько нужно трудиться? Как трудиться? Чем придется пожертвовать ради результата? То, что вы видите и слышите сейчас это даже не вершина айсберга. Это микроскопическая песчинка от огромной горы вложенного труда размером с Эверест. Это многие годы и десятилетия регулярных занятий. Это путь проб и ошибок. И этот путь никогда не бывает прямым и безоблачным. Вы ступаете на эту дорогу с энтузиазмом, вы видите конечную цель своего путешествия. Вот же она, совсем недалеко. Пару лет по прямой дороге и я там! А с моей то целеустремлённостью и упорством я буду там через год! Ура, я побежал. Все смотрите, друзья, знакомые, родственники, жены, дети, я уже бегу!

Так начинается первый этап. Самый сложный. Я бы его назвал этапом надежд и разочарований.

Этап 1. Надежды и разочарования.

Итак, вы бежите, летите, скачете вприпрыжку. Энтузиазма хватает ненадолго. Бег замедляется, потом переходит в шаг, а потом и вовсе остановка. Все. Приехали. Дальше не бежится, не хочется, не можется, не знается как. Первые трудности. Оказывается все не так просто. Самые, казалось бы элементарные вещи даются огромными усилиями. А то и вовсе не даются. Дни, недели, месяцы занятий не приводят к результату. На этом этапе большинство сходит с дистанции. Происходит своеобразный отсев. Одни уходят с выводом «я не способный, я не талантлив, у меня руки кривые и пальцы короткие». Другим просто надоедает топтаться на месте, ведь хочется играть как тот музыкант, а так играть не получается почему-то. Третьи понимают что соотношение вложенного труда и результата их не устраивает. Четвертые просто отвлекаются на что-то другое, временно конечно! (ведь сейчас такие обстоятельства я ещё вернусь и продолжу), да так и «забывают».

Как бы там не было, первый этап проходят очень немногие. Если есть педагог, то его легче преодолеть, он тянет на буксире, показывает путь, морально поддерживает, в конце концов заставляет! Если же человек пытается учиться сам, как правило он так и остается топтаться на первом этапе в тщетных попытках подняться выше.

Чем же характеризуется первый этап?

  1. Это огромное желание граничащее с фанатизмом. Человек не может ни спать ни есть без мысли о гитаре. Я пишу на примере гитаристов, не знаю как с другими инструментами.
  2. Постоянное недовольство своим темпом обучения. Кажется что движешься ну очень медленно, нетерпение разрывает на части.
  3. Обязательно есть музыкант, на которого вы равняетесь. Вы хотите играть так же.
  4. Острое желание кого-то удивить. Друзей во дворе, девушку, родителей, кого угодно. Показать как вы умеете. Вы представляете себя с гитарой, а вокруг восторженные слушатели. В этой мечте вы черпаете силы и мотивацию. Вам кажется что умение классно играть на гитаре перевернёт вашу жизнь, вам откроются все дороги, вот только бы научиться поскорей!
  5. Постоянные метания в поисках кратчайшего пути. Вы пробуете разные школы, подходы, то хватаетесь за гаммы, то за упражнения, то за одни произведения, то за другие. Возможно меняете педагогов.
  6. Пытаетесь играть произведения, к которым заведомо не готовы ни технически, ни музыкально. Играете на пределе возможностей. Грязно, быстро, суетливо, поспешно. Ваш девиз — терпенье и труд все перетрут. Это попытка сократить путь. Срезать. Как можно быстрее добежать до заветной цели. Вы ещё не догадываетесь, что тем самым только удлиняете и усложняете свой путь в разы. Все равно придется возвращаться назад и проходить шаг за шагом. Если, конечно, вы преодолеете первый этап.
  7. Вы пытаетесь играть быстрее чем можете и чем вообще надо. Либо сознательно - быстрее значит круче! Либо бессознательно — руки бегут впереди головы, непроизвольное ускорение темпа. Вы ещё не умеете играть медленно. У вас просто «не получается» играть медленно. Быстро, конечно, тоже не получается, только вы об этом ещё не знаете, не слышите.
  8. Вы не уверены в правильности того, что делаете. Даже если у вас есть педагог, и он авторитетен, сомнение все равно грызет. Ну почему же так медленно? Почему так скучно? Почему мы играем это а не играем то? Наверно меня учат не тому и не так. Наверняка есть другие пути, более быстрые и веселые. Надо только их найти. Хорошо что есть Google или Yandex!
  9. Как правило, на этом этапе вы не получаете удовольствия от игры на инструменте. Слишком за многим приходится следить во время игры. Все внимание уходит на движения пальцев и другие технические аспекты исполнения.

Этап 2. Осмысление. Обучение.

Вы перестали метаться из стороны в сторону. Первоначальная горячка прошла. Перегорели, перемечтали, устали, сели — подумали. Вы многое поняли. Либо сами, либо кому-то из опытных музыкантов удалось до вас достучаться. Вы поняли что бежать бессмысленно. Путь долгий, извилистый, да к тому же в гору! Кавалерийским наскоком эту вершину не взять, нужна другая тактика. До вас наконец-то доходит смысл поговорки «тише едешь дальше будешь».

Именно на этом этапе собственно и начинается ваше настоящее обучение. Именно здесь вы начинаете строительство своего будущего мастерства с самого фундамента. Осознанно и методично. Конечно, место для фундамента часто бывает завалено беспорядочной грудой обломков, которые вы впопыхах накидали на первом этапе. И второй этап начинается с расчистки территории, то есть с длительного переучивания.

У вас появляется четкая система занятий. Вы точно знаете что делаете и для чего. Вы уже умеете играть медленно. И начинаете слышать себя. Слышать звуки и музыку, которая у вас получается. Вы не ждете быстрых результатов и не ищите коротких дорог. Вы уже смирились с тем, что обучение займет годы.

Если на первом этапе педагога может и не быть, а чаще всего так и есть, то на втором этапе педагог есть обязательно. Неважно регулярно вы у него занимаетесь, либо эпизодически. Один он или несколько. Реальный или виртуальный. Педагог есть. Есть человек, который вас ведет и говорит вам что делать. И вы действительно понимаете правильность его слов. Кстати, без педагога вы бы и не преодолели первый этап.

Вы начинаете получать удовольствие от своей игры. Вне зависимости от сложности произведения и его темпа. Удовольствие от самого звука. Появляются первые успехи. Вас уже слушают с удовольствием.

У вас расширяется музыкальный кругозор. Вы слушаете самую разную музыку. Классика уже не кажется занудной, и в вашей фонотеке множество записей музыкантов мирового уровня, слушая которых вы учитесь. Даже если музыкант играет не на вашем инструменте. Вы все равно у него учитесь Музыке. Если на первом этапе, как правило, вы равняетесь на одного музыканта, то на втором их уже несколько. Стиль которых вам близок. Если на первом этапе вы зациклены на гитаре, и слушаете только её, то на втором вас уже привлекает музыка вообще, вне зависимости от инструмента.

Второй этап может длиться долго. От пяти до пятнадцати лет. Уже в середине этого периода вы можете играть почти как профессионал. Участвовать в концертах, занимать лауреатские места на конкурсах. Вы испытываете первый кайф от игры перед большой аудиторией на сцене. Сценическое волнение есть, оно всегда будет, адреналин бурлит, и это пока ещё сказывается на вашей игре. Но таких ощущений вы больше не получите нигде. Выступление на сцене — уникальный опыт.

Наконец, вы уже можете удивить и друзей и подруг. Ваш уровень позволяет это. В глазах окружающих вас немузыкантов вы уже профессиональный музыкант. Но желание удивлять окружающих если не прошло совсем, то изрядно притупилось. Вы настолько увлечены отработкой своего мастерства, что «удивлять друзей» кажется пустой тратой времени. И потом, вам уже мало похвалы друзей. Вас греет похвала из уст тех, кто выше по уровню. Похвала педагога, члена жюри, музыкального критика — лучшая награда.

Самая главная характеристика второго этапа - вы находитесь под влиянием своего педагога. Пока ещё он в большей степени решает что вам играть и как. У вас пока ещё нет своего видения, четкого осознания своей роли в музыкальном мире, своего пути. Вы просто осваиваете все, что можно освоить. Отрабатываете приемы, изучаете теорию, учитесь исполнительским секретам, набираете музыкальный опыт. Это этап строительства. Здесь закладывается база, и здесь начинается ваш путь музыканта. Да, да! Только начинается. На первом этапе вам казалось что он тут заканчивается. Сейчас же вы понимаете что конца и не видно, вы только ступили на линию старта.

Этап 3. Окончание официального обучения. Выбор дальнейшего пути. Становление музыканта.

Вы попрощались со своим педагогом с чувством глубокой благодарности. Возможно вы даже закончили все учебные заведения, которые хотели закончить и у вас есть официальный диплом, где черным по белому написано что вы уже профессиональный музыкант. И даже педагог. Вы многое умеете. Но совершенно не представляете что же дальше делать? Что играть? Как играть? Для кого? Где? Кому нужно мое умение? Раньше все эти вопросы решались педагогом. А вы только исполняли его указания. Теперь же все в ваших руках. Так начинается третий этап, добро пожаловать.

Итак, вы наконец достигли того, о чем мечтали много лет назад слушая гитариста на сцене. Вы играете на таком же уровне, а может даже на более высоком. Но сейчас это умение кажется таким обыденным! Ощущение что вы умели это с детства, как кататься на велосипеде или плавать. Ну играю, ну и что? Что тут необычного? Каждый что-нибудь умеет делать. Врач лечить. Художник рисовать. Летчик летать. Ну а я играть. За многие-многие годы это стало для вас настолько привычным, каждодневным занятием, что от былого трепета не осталось и следа. Для вас умение виртуозно играть на музыкальном инструменте не супер-способность, о которой все мечтают, а всего лишь отработанный годами до автоматизма навык. И вовсе не повод для гордости. Вас даже порядком утомила вся эта возня и ажиотаж вокруг инструмента со стороны окружающих.

Что же происходит на этом этапе? Здесь происходит становление музыканта как самостоятельной, творческой личности. Теперь, когда вас никто не заставляет заниматься, не говорит что играть и как играть, у вас появляется полная свобода выбора. И тут уже честно нужно ответить самому себе на следующие вопросы. Хочу ли я по-прежнему заниматься музыкой? Если да, то в каком качестве, исполнителя или педагога? Какую музыку я хочу играть, в каком стиле? Ведь я уже могу играть что угодно, и как угодно. А могу вообще не играть, если мне этого не хочется.

На третьем этапе проходит наверное последний, самый важный отсев и сортировка по виду музыкальной деятельности. Как правило, здесь свежеиспеченные музыканты делятся на 3 группы.

1 группа бросает музыку.

Да, да. Как это ни странно звучит, но большая часть выпускников музыкальных ВУЗов забывают о своей специальности сразу же после выпускных экзаменов. Дело в том, что попав в официальную систему музыкального образования, из неё довольно сложно уйти. Ты учишься по инерции, как в любом другом учебном заведении. На тебе лежит ответственность. Перед педагогом, перед родителями. Перед собой в конце концов! Есть программа, есть задания, педагоги требуют, технические зачеты, контрольные, экзамены, конкурсы.. Весь этап разбит на отрезки, и ты постоянно к чему-то готовишься. Ты уже не задумываешься, действительно ли хочешь тут учиться или нет. Раз ты тут, надо идти до конца! Закончить начатое дело.

Только при переходе из одного учебного заведения в другое появляется выбор. Из школы в училище. Из училища в консерваторию. Выбор есть, но если ты успешно закончил предыдущую ступень, то присутствует большой соблазн так же успешно продолжить. Это как спортивный азарт. А скорее всего уход от главного жизненного вопроса: как дальше жить и что делать? А так, ещё 5 лет можно ни о чем не думать, побыть студентом.

К чему я это? К тому, что у многих, чуть ли не у половины выпускников, к концу обучения совершенно пропадает желание быть музыкантом. Они дошли до этого этапа по инерции, на буксире, из последних сил. 15 лет каждодневных занятий и зубрежки музыкальных дисциплин! Призвание быть музыкантом у единиц. Остальные попали в эту систему случайно, под влиянием порыва или недооценив сложность этого дела. И после окончания уходят работать в другие сферы, не связанные с музыкой. Причин тут множество, и эта тема для отдельного разговора.

Я сам чуть не завязал с музыкой на этом этапе. Просто морально устаешь за эти годы, перегораешь. Теряется свежесть восприятия музыки, которое было в самом начале. Музыка стала чуть ли не точной наукой. Разложена на составляющие, правила, формулы, проанализирована. Пришло понимание, но ушла сказка, вдохновение. Ты даже не в состоянии уже просто слушать музыку как раньше и получать от этого удовольствие. Включается приобретённая «умность» которая каждый звук анализирует и каждого исполнителя критикует.

Получается что мы платим за профессионализм непосредственностью восприятия. Это очень дорогая цена. Самое сложная и самая главная задача профессионального музыканта — это вернуть непосредственность восприятия. Именно чувствовать, а не знать. Слушать эмоциями, а не разумом. Но это я немного отвлекся.

2 группа уходит преподавать.

Каждый выпускник музыкального ВУЗа имеет несколько специальностей: педагог, музыкант-исполнитель, артист оркестра и ансамбля, дирижер оркестра и ансамбля. Специальность педагога является основной, и каждый выпускник должен в обязательном порядке получить распределение либо в музыкальную школу, либо в музыкальное училище. Иначе и диплома не выдадут :). Это в том случае, если ты учился на бюджетном месте, бесплатно. По закону выпускник должен отработать 2 или 3 года по специальности «педагог музыки» в государственном учреждении.

Наверно поэтому, государственные музыкальные школы ещё хоть как-то существуют, без этого давно бы уже закрылись. Добровольно туда идти преподавать мало кто согласится. На это есть много причин, опять же большая тема. Но закон есть закон и после окончания ВУЗа направление на работу получают все. Так или иначе, не важно где, хоть в забытой Богом деревне. Кстати, сейчас я прям-таки стремлюсь жить в деревне, но в ранней молодости ни у кого такого желания нет, всем подавай работу в столице, и на меньшее не согласны!

Одни как-то обходят закон и фактически не работают по месту распределения, другие сжав зубы отрабатывают положенный срок, а потом увольняются (мой случай), третьи же остаются на всю жизнь преподавателями музыкальной школы или училища. Или консерватории, если квалификация позволит и повезет.

3 группа — свободные художники.

Это музыканты, которые работают сами на себя, не имея над собой начальства, со свободным графиком и полной свободой выбора вида музыкальной деятельности.

Эта деятельность может выражаться в том же преподавании, но только в частном порядке. Я считаю, что такая форма преподавания наиболее эффективна и быстрее приводит к результату. Причины рассмотрю в отдельной статье.

Выпускник может стать концертирующим музыкантом. До этого уровня доходят считанные единицы, менее одного процента.

Он может играть либо в академическом стиле, тем самым продолжив начатый путь, либо уйти в другую сторону, в другой стиль, что почему-то негативно воспринимается бывшими педагогами, особенно если этот стиль не относится к классическому. Это как раз мой случай.

Как уже писал выше, после окончания консерватории, я чуть было не присоединился к первой группе выпускников, которые бросают музыку. За 16 лет игры одного и того же в обязательном порядке просто устал. Никакого удовольствия уже от игры на гитаре не было. Утомляет именно обязаловка. Из года в год. Постоянный прессинг системы. Причем играть ты должен исключительно в академическом стиле, по программе. Играть ты должен обязательно сложно, технично. Так требует программа, технический рост ведь должен быть! Вот и получается к концу обучения синдром «загнанной лошади». И от академических произведений уже воротит. Классическую музыку я люблю слушать. Но играть уже не могу. Наигрался.

Ну а теперь о радостном. Главное ведь что? Вернуть свежесть восприятия музыки! Тогда все станет на свои места. Мне удалось это сделать. Для этого пришлось «бросить» музыку, год не брать инструмента в руки. Обнулить восприятие до уровня новичка. А потом снова взять гитару в руки и получить кайф просто от звука. Ощущение что как будто слушаешь себя со стороны, ушами того парня в зале, которым ты был много лет назад. Только сейчас ты в роли и слушателя, и исполнителя на сцене. И получаешь двойное удовольствие. Удовольствие музыканта и удовольствие слушателя. Это так здорово!

На третьем этапе музыкант наконец становится самим собой. Его игра отражает его человеческие качества, потому что он играет так, как хочет, как ему нравится. У него есть возможность играть как угодно, технические навыки, отработанные за годы учебы, это позволяют. Но как правило, музыкант не стремится играть во всех стилях и жанрах сразу. Он находит в огромном разнообразии музыкального мира свою тропинку. Свою уникальную манеру исполнения, свой стиль. И этот стиль становится отражением его как человека.

Бывает, конечно, что музыкант так и не находит своего стиля, своей манеры. Это происходит по причине вечного подражания другим. Такие музыканты находятся под влиянием навязанных извне стереотипов.

Я бы выделил следующие характерные черты третьего этапа:

  1. Вы закончили полный курс обучения. Либо в официальной системе музыкального образования, получили диплом специалиста, либо у частного педагога, он вас научил всему, что знал сам. Теперь вам никто не говорит что играть и как. У вас появилась свобода выбора.
  2. Исчезло желание кого-то удивлять своей игрой. Теперь для вас самое главное это не то, что скажут другие слушая вас, а то, насколько точно ваша музыка отражает ваш внутренний мир. Насколько полно вы можете передать звуком свои мысли и эмоции.
  3. Техника и техническая сложность произведения перестали быть для вас самоцелью. Техника стала тем, чем и должна быть. А именно средством воплощения художественного замысла. Вы вообще не думаете насколько «сложно» или «просто» будет выглядеть ваше исполнение. Вы играете именно так, как будет лучше звучать, по вашему мнению.
  4. Вы стали ценить простоту, лаконичность. Стремиться к этому в своей игре. Ведь до простоты нужно дорасти. Это очень сложно — играть просто. Но так, чтобы вас слушали с интересом. Брюс Ли очень точно выразился: «Простота — высшая ступень искусства».
  5. Гитара перестала для вас быть центром вселенной, а стала лишь одной из многочисленных граней вашей жизни. Умение настолько прочно в вас укоренилось, что вам уже не обязательно заниматься каждый день, чтобы поддерживать технический уровень. Само слово «заниматься» исчезло из обихода. Вы теперь не занимаетесь, а просто играете.

Все это я написал, в большей степени опираясь на свой собственный опыт и свои наблюдения. У каждого музыканта уникальный путь, и это будет совсем другая история. Но общие закономерности развития сохранятся.

Третьим этапом путь не заканчивается. Дальше наверняка будет четвертый. Но я до него пока не дорос :)