Здесь опишу инструменты, на которых я играю в своих видео, в хронологическом порядке. Один из самых часто задаваемых вопросов, которые мне приходят это «какая у тебя гитара?». Вот в этой статье подробнейшим образом об этом и поговорим. Гитар у меня уже довольно много накопилось, но расскажу только о тех, которые звучат на записях. Итак, самая первая гитара это

1. Классическая гитара Admira Solista

Цена: 400-500 долларов

Это моя первая нормальная гитара, на которой проиграл 4 года в училище и первый год в консерватории. Типичная испанская фабричка с типичным средним звуком.

Материалы:

Верхняя дека — массив кедра (если верить производителю).
Нижняя дека и обечайки — красное дерево.

На этой гитаре я записывал свои самые первые видео на YouTube. В то время видео снимал веб-камерой встроенной в ноутбук, а звук писал через пьезодатчик типа «таблетка», который лепится на деку. Естественно, звук на записи оставлял желать лучшего, и по этим записям судить о живом звуке гитары невозможно. Живой звук не идет ни в какое сравнение с тем, что получалось на записи.

Вот некоторые записи с этой гитарой:





 

 

2. Электроакустика IBANEZ EWN30SYE NT

Цена: 400-500 долларов

Совершенно неудовлетворенный качеством звука на своих первых видео я стал искать пути улучшения. Пришел к выводу, что если уж писать через пьезодатчик, то он должен быть уже встроен в гитару с хорошей активной электроникой. Так у меня появился китайский IBANEZ. Вживую эта гитара вообще почти не звучит, так как сделана из ламинированной фанеры. Но при записи звука с пьезодатчика (по шнуру) это практически не играет роли. Эти гитары изначально рассчитаны на подключение к оборудованию, живым звуком на них никто не играет.

Итак, купил я её исключительно для записи через пьезодатчик, электроника сюда установлена достаточно хорошая (Bband). Звук с выхода гитары по шнуру отправлялся в гитарный процессор, а тот, в свою очередь, был подключен по USB к ноуту, куда и записывался в итоге звук.

Вот некоторые записи с этой гитарой:





 

 

3. Классическая гитара Sanchez 1025

Цена: 600-700 долларов

Это тоже фабричная испанская гитара, но уровнем повыше чем Admira Solista. Передняя дека из массива кедра, задняя дека и обечайки из массива палисандра.

На этой гитаре я отыграл 4 года в консерватории и 2-3 года после окончания. В записях эта гитара у меня представлена меньше всего, а именно только одним видео «Не тревожь мне душу скрипка». Это была моя первая попытка записи «с воздуха» живого звука. Попытку считаю неудачной, звук на записи далек от того, что слышишь своими ушами. Здесь звук писался на диктофон ZOOM H4n

 

Забегая вперед скажу, что ещё очень не скоро я научился более-менее хорошо писать звук микрофоном «с воздуха», даже имея отлично звучащие мастеровые гитары. Такой метод записи гораздо сложнее, тем более если не знать как это правильно делается. Но слушать мертвый, пластмассовый звук пьезодатчика больше уже не мог. Поэтому целенаправленно начал двигаться в сторону записи микрофоном живого гитарного звука, хоть результаты и не радовали поначалу.

 

 

4. Мастеровая классическая гитара из клена

Цена: 1000 евро

Мастер: Александр Момот http://www.momot-guitars.com/

Логичным продолжением моих поисков в сфере звукозаписи стало приобретение первой мастеровой гитары. Если хочешь писать живой звук, должна быть хорошая гитара прежде всего, правильно? Как я познакомился с Александром и почему купил именно у него, это тема для отдельного разговора.

Звук этой гитары мне понравился сразу. Именно своей «неклассичностью». Кленовые гитары не очень популярны среди классических гитаристов, большинство предпочитают традиционный палисандр. Против палисандра ничего не имею, но в то время палисандровый звук слишком приелся за время учебы.

Клен дает светлую окраску звука. Я бы его описал как светлый, яркий, легкий, воздушный, но это все субъективно. Басов тут тоже хватает, но они другие по тембру в сравнении с палисандром.

Повторю, это была моя первая мастеровая гитара, и она ощущается совсем по-другому чем фабричная. У мастеровой гитары свой характер, свой неповторимый тембр. Я бы сказал что на ней нужно заново учиться играть, так как открываются оттенки звука, которых ты раньше не слышал, и которых не было у инструментов серийного производства. Малейшее изменение угла атаки, амплитуды движения, позиции руки, длины ногтя, все это сразу и явно сказывается на тембре. Большое значение приобретают струны, которые могут менять звучание в значительном диапазоне. С разными струнами по-разному звучит.

В общем, некоторое время мне пришлось её приучать. А потом и учиться записывать. Проб и ошибок было много. Пробовал разное оборудование, струны, дистанцию записи, положение микрофона.. Все это можно проследить по моим видео на YouTube. На разных видео гитара звучит по-разному. Есть удачные записи, много и неудачных (в плане записи звука).

Если хотите получить представление о звуке, прослушайте все видео ниже, они записаны разным оборудованием, с разными струнами в разное время.

 

Примеры видео, записанных на диктофоны ZOOM H4n или ZOOM Q3HD:

 









 

Примеры видео, записанных микрофоном RODE NT1000:







 

Недавно попросил Александра поставить в эту гитару звукосниматель Fishman под порожек. Особенность этого звукоснимателя в том, что для установки электроники не надо резать дырку в обечайке под темброблок. Нужна только одна маленькая дырка для штекера. Для чего мне здесь звукосниматель? Для универсализации инструмента, можно записывать разными способами и выступать в любых условиях. Как живьем, в небольших помещениях, так и с усилением, на больших площадках.

 Запись со внутреннего звукоснимателя: 

 

 

5. Мастеровая классическая гитара из гренадила

Цена: 5000 евро

Мастер Александр Момот http://www.momot-guitars.com/

Уже имея замечательный «светлый» звук, теперь захотелось не менее замечательного «темного», классического и глубокого звука. Такой звук дают всяческие палисандры. Я не специалист по породам дерева, поэтому могу и ошибиться в чем-то. Гренадил — это порода достаточно редкого и дорогого африканского дерева, которое является разновидностью палисандра.

Эта гитара очень мощная. Очень суровая. Глубокий, солидный тембр. С новыми струнами высокого натяжения она просто рычит :) В концертном зале она звучит замечательно даже без усиления. Но в силу своей мощности писать в домашних условиях её оказалось сложнее. На записи получалось много низа. Я не сразу приноровился её записывать более-менее адекватно, сначала был целый ряд неудачных «глухих» записей.

Поиски ещё идут. Покажу наиболее удачные, на мой взгляд записи в плане передачи звука.

 

Звук гитары, записанный дома микрофоном RODE NT1000:







 

Звучание гитары в концертном зале:











 

 

6. Мастеровая классическая гитара из палисандра

Цена: 2500 евро

Мастер Александр Момот http://www.momot-guitars.com/


Нижняя дека и обечайки - индийский палисандр.
Верхняя дека - ель.

Серьезный, классический инструмент. Идеально подходит для живых выступлений. Адекватно писать эту гитару ещё не научился.

 

Звук гитары, записанный дома микрофоном MXL 604:

 

 

7. Электрогитара Godin Multiac Nylon ACS-SA

Цена: 1000 долларов


Уникальный в своем роде инструмент. По сути это цельнокорпусная электрогитара, но с нейлоновыми струнами. Датчики установлены под каждой струной отдельно, что дает максимально ровный баланс струн, во-первых. А во-вторых, эти же датчики работают ещё и как миди-датчики, что дает возможность подключить гитарный синтезатор и играть любыми звуками. При этом на каждую струну назначить свой инструмент. Подключать синтезатор я ещё не пробовал, все собираюсь приобрести.

Без синтезатора это просто очень качественная гитара с пьезодатчиками, можно подключить к любому оборудованию как и обычную электроакустику. Эту гитару я использую в основном на выездных концертах. Она тонкая, гораздо компактней чем обычная. Плюс ко всему, на сцене она в принципе не может фонить, давать обратную связь, так как корпуса с розеткой нет.

Ещё одная полезная особенность. Её можно использовать как "сайлент" гитару. То есть беззвучную. Вживую её практически не слышно. Поэтому можно играть в наушниках и никому не мешать. Хорошая гитара для своих целей.

 

Записи:

 


В заключение ещё хочу несколько слов сказать о сравнении двух методов записи: с пьезодатчика и микрофоном. Мне иногда пишут, что раньше звук, который я записывал с датчика через процессор на гитаре Ibanez, был гораздо лучше, чем сейчас, когда я пытаюсь записываться микрофоном.

Что сказать по этому поводу? Да, звук с пьезодатчика, пропущенный через процессор эффектов, вроде как звучит чище, ярче, отчетливей. И сустейн у него больше, потому что датчик находится непосредственно под порожком, и напрямую реагирует на колебания струны, даже самые незначительные. Все бы хорошо и здорово, если бы не пластмассовый тембр. Пьезодатчик дает характерный синтетический оттенок, который никак не замаскируешь. По сути, звук гитары через пьезодатчик, это уже не совсем звук гитары. Это звук другого инструмента, пластмассового, не живого. Это не тот звук, который мы слышим от гитариста в помещении.

А живой гитарный звук дает только резонанс дерева и воздуха. И по-другому как микрофоном, этот звук не записать. Да, этот метод записи намного сложнее, тем более в домашних условиях. Но я умышленно двигаюсь в этом направлении, так как считаю его единственно правильным. Если я играю на акустической гитаре, то и писать надо акустическое звучание инструмента. Мне нравится живой тембр гитары, поэтому сейчас я записываюсь микрофоном.

-----

Мнение 2 (мое же, но позже). Звукосниматель хоть и имеет искусственный тембр, но дает больше прозрачности, четкости, сустейна и читаемости звука. В этом есть своя прелесть. И, вполне возможно, что при любительской записи в домашних условиях, дает гораздо лучший результат. Все мои мастеровые гитары хоть и отлично звучат вживую, но в записи микрофоном теряют очень много. Поэтому вопрос каким способом лучше писать гитару дома для меня пока открыт.

{jcomments on}